Проект «РейтингУК.РФ» — это инструмент независимой оценки организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами по открытым и верифицированным данным об их финансово-хозяйственной деятельности.
С каждым годом на рынке управления многоквартирными домами появляются все новые и новые управляющие компании, предлагающие собственникам помещений в многоквартирных домах услуги по управлению их общим имуществом. В классической модели увеличение предложения на рынке вместе с работающими механизмами саморегулирования неизбежно влечет повышение качества оказываемых потребителю услуг и снижение их стоимости. Реформа рынка управления жилой недвижимостью таких результатов за 15 лет существования новой редакции Жилищного кодекса и 7 лет существования лицензирования деятельности по управления МКД не принесла.
Во многом отрасль страдает от тех же проблем, что имели место и 20 лет назад: низкое качество оказываемых гражданам услуг, абсолютная (на грани криминальной) непрозрачность деятельности хозяйствующих субъектов, отсутствие стимулов для повышения квалификации и борьбы за клиента. В то же время любая инициатива граждан, направленная на приведение отношений с управляющими организациями хоть в какое-то соответствие с требованиями законодательства, давится в зародыше, наталкиваясь на непреодолимые бюрократические дебри. Проведение общего собрания собственников и оформление его итогов часто занимает несколько месяцев, в свою очередь оппоненты не утруждающие себя необходимостью соблюдения всех формальностей и открыто готовые нарушать закон – просто подделывают такой пакет документов за один вечер, сохраняя не устраивающее граждан положение дел.
Перечисленные факторы служат благодатной почвой для появления на рынке организаций не ориентированных на длительную работу на рынке и систематическое улучшение качества работы при сохранении конкурентных тарифов на оказываемые услуги. Результатом такой работы мы видим не только рост недовольства граждан проводимой государственной политикой, но и преждевременное обветшание жилого фонда с необходимостью последующих уже более существенных затрат на его приведение в соответствие с установленными требованиями.
Одним из шагов по выходу из сложившейся ситуации – обеспечение граждан возможностью взвешенного и сознательного выбора, предоставление понятных и прозрачных ориентиров на рынке управления МКД, возможности многофакторной оценки потенциального партнера. Эту возможность даст независимый рейтинг управляющих компаний.
Ключевое требование к такой системе оценки – равноудаленность оператора от всех участников рынка. Даже самая репрезентативная оценка может оказаться невостребованной по причине заинтересованности и даже приближенности оператора к тому или иному хозяйствующему субъекту. По этой причине рейтинги, составляемые как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления, как правило, остаются невостребованными и сами собой исчезают. Второе, но не менее важное – обязательное участие каждой управляющей компании в системе оценки. Недобросовестные предприниматели вряд ли будут участвовать в подобном мероприятии и уж точно не предоставят достоверные сведения для определения своего балла. Участие не может быть добровольным, а оценка не может производиться на основании неверифицированных данных. И третье – оценка и место УК в рейтинге должны быть понятны конечному пользователю – жителю многоквартирного дома, намеренному сменить свою управляющую компанию.
Такой рейтинг есть. Он репрезентативен, он понятен и, что самое важное, он независим. И сегодня он доступен для Вас.